Статьи Пресса о Чайке В люберецкой библиотеке "Бригантина" дал концерт Александр Чайка
В люберецкой библиотеке "Бригантина" дал концерт Александр Чайка Печать

«Люберецкое информагентство»

В конференц-зале Центральной детской библиотеки «Бригантина» состоялся благотворительный концерт создателя люберецкого театра оперетты Александра Чайки.

 Для люберецких пенсионеров, ветеранов войны и клиентов Комплексного Центра социального обслуживания населения прозвучали фрагменты оперетт Штрауса и Кальмана, популярные эстрадные шлягеры Р. Паулса и А. Пахмутовой, любимые песни из репертуара Аллы Пугачевой, Майи Кристалинской,  Анны Герман.

Из записей в книге отзывов о концерте:

«БРАВО!!! Ничто так не раскрывает артиста как сольный концерт. Вы НАСТОЯЩИЙ артист».

«Каждая Сашина песня - спектакль, сыгранный душой. Вы поете так, словно подключились к высшим, космическим энергиям. И с каждой песней лучше и лучше. Спасибо за подаренную гармонию».

«Молодец, Александр! Большое спасибо за Люберецкую оперетту, за возрожденные песни нашей юности, за репертуар Евгения Мартынова и, Майи Кристалинской, за тех, кто умел и любил настоящее искусство пения».

И даже так, коротко и страстно:

«Саша, ты – радость наша!»

- Книга отзывов – такой же необходимый предмет для певца, как, например, микрофон, сценический костюм, - считает Александр, - и не думайте, что дело тут в специфическом тщеславии людей сцены. Листая эту книгу, я не столько радуюсь сказанным в мой адрес добрым словам, сколько проверяю себя: справился ли я с поставленной задачей, достучался ли до зрительских сердец.

- Далеко не каждый зритель готов писать в книгу отзывов критику. Комплиментов будет всегда больше…

- А это не страшно. Когда отзывов пишется мало – вот это для меня сигнал: что-то не так, повод поволноваться! Сегодня, честно говоря, я серьезно волновался перед выходом на сцену. Когда поешь в звукозаписывающей студии, есть шанс просто исправить ошибку, переписать куплет. Когда выступаешь в огромном зале театра или хотя бы в районном Дворце Культуры, находишься от зрителя на некотором расстоянии, и тебе как будто чуть больше прощают. А здесь – все рядом, глаза в глаза, и ошибиться просто нельзя.

- Но вы – опытный артист…

- Даже профессионал может ошибиться. Хочешь аплодисментов – не дай себе расслабиться, выложись по полной, на износ. И распахни свою душу, и выпусти в зал всю музыку, которая в ней живет.   

- Это был благотворительный концерт. Больше часа прекрасной музыки – и совершенно бесплатные билеты.

- Да. Я считаю, что артист просто обязан устраивать подобные вечера, дарить свое искусство тем, кто при других обстоятельствах на концерт просто не попадет. Наши пенсионеры – очень благодарная аудитория, которая искренне любит и оперетту, и эстраду. Но ходить на концерты часто просто не в силах, пенсия не та.

- Чем объясняется выбор репертуара?

- Я пел для них то, что люблю сам. Самого себя я позиционирую прежде всего, как артиста оперетты, музыкальной комедии. А огромный пласт душевных песен старой советской эстрады – это вообще то, на чем любому певцу следует учиться. Даже в «легком жанре» есть классика, и сегодня звучала именно она.

- Но некоторые песни, прозвучавшие нынче в «Бригантине», традиционно пели со сцены дамы: «Миллион алых роз», например, «визитная карточка» Пугачевой, «Возможно» - Кристалинской, «Сады» - Анны Герман…

- По большому счету, на эстраде нет женского и мужского репертуара. «Миллион алых роз» написан вообще под мужской голос, там ведь к актрисе обращаются от лица влюбленного художника, просто после того, как эту песню спела Алла Борисовна, мало кто из исполнителей пробовал подать ее зрителю от собственного лица. А Анна Герман пела не только «Сады», но и, например, романсы, которые традиционно считаются частью мужского репертуара. Говорят, что «Гори, гори, моя звезда» надо петь басом. Но разве в ее исполнении мы меньше любим это произведение?.. Вообще, у нас сейчас на эстраде царит какое-то неправильное понимание этого вопроса. До смешного доходит: в моде артисты нетрадиционной ориентации. Как-то спел я в студии под запись песню из тех, что мы привыкли слышать в исполнении женского голоса, а мне сразу вопрос: «Вы какую любовь предпочитаете?»…

- И что вы ответили?

- А что может ответить нормальный человек, который любит свою жену? У меня две дочери! Я просто не стал больше работать с этой студией, если там не голос главное, не умения, а то, кто и как кого любит…

- Эстрада времен Толкуновой и Магомаева, Кристалинской и Кобзона была искусством, а сейчас не искусство, а шоубизнес какой-то: фонограммы, сплетни, псевдонимы вместо имен…

- Отвечаю: Чайка – это не псевдоним. Я Александр Чайка по паспорту. Фонограмма имеет право быть там, где нельзя спеть вживую, например, в титрах к кинофильму, а на концерте надо петь самому и в полную силу – если даже исполняешь под «минусовку». А что до малопонятных сценических имен… Я хочу спросить певицу Ёлку: «Девушка, как вас будут называть, когда вы повзрослеете? Вот, Аллочка Пугачева стала Аллой Борисовной, а вы кем станете?..» Думаю, ответа не получу. Прозвища-однодневки не живучи в памяти зрителя. Праздник прошел – и забылось такое имя.

- Да… Кому нужна расфуфыренная Ёлка через неделю после Рождества…

-   Не нужна. Как и вся блестящая мишура, как простенькая «музыка для ног», как примитивные тексты, с которыми хорошему вокалисту делать нечего. Зато нужны песни со смыслом, с гармонией, с душой. Они вечны. Вот их-то и будем петь всегда.

Беседу записала Светлана САМЧЕНКО, "Люберецкая панорама"