Статьи Пресса о Чайке Александр Чайка: "Люберецкая оперетта - звучит гордо!"
Александр Чайка: "Люберецкая оперетта - звучит гордо!" Печать

Люберецкая газета №35 (1404) , пятница, 28 сентября 2012 г.

Знаменитым «Мистером Икс» открывается новый сезон Люберецкого театра оперетты под руководством Александра Чайки. Четыре года минуло с той поры, когда при Дворце культуры был создан свой Театр оперетты. В преддверие открытия театрального сезона, мы встретились с артистом, чтобы узнать, какие за последнее время произошли изменения в Люберецком театре оперетты.

- Театр как всегда полон идей. В минувшем сезоне к нам пришли на прослушивание пять солистов-вокалистов из столичных театров, систематически обращаются выпускники из РАТИ, МГУКИ и других музыкальных учреждений, - рассказывает Александр Чайка. - Несказанно приятно, что юные артисты стремятся попасть в труппу Люберецкого театра оперетты.

Сегодня в нашем репертуаре четыре музыкальных спектакля: «Сильва», «Графиня Марица», «Фиалка Монмартра» и сказка «Золушка». А также концертная программа «Виват, оперетта!», где исполняются известные арии и дуэты из отечественных и зарубежных оперетт. В скором времени выйдет ещё один музыкальный концерт «Помнишь ли ты?», здесь будут представлены шедевры мировой музыкальной культуры, в частности, отрывки из знаменитых произведений Имре Кальмана.

Очередной театральный сезон 26 октября открывается опереттой «Мистер Икс». Конечно, постановка требует серьёзных усилий не только вокальных, но и драматических. Как руководитель театра я очень трепетно отношусь к каждому задействованному в спектакле артисту. В «Мистере Икс» на сцену выйдут и оперные исполнители. Посмотрим, что из этого необычного слияния получится. Но я на ребят очень надеюсь. Они дарённые, жаждут работать, во время репетиций предлагают идеи по постановке мизансцен. Не могу не сказать о костяке театра. Есть артисты, которые преданы своему делу и нашей оперетте. Максим Якимов - истинный театрал, который с основания труппы играет в наших опереттах. С ним легко, спокойно и надёжно работать! И многие артисты, с кем в разные годы знакомил меня Максим, гармонично вливались в наш творческий коллектив, играя в музыкальных постановках. Конечно, заслуженный работник культуры РФ Светлана Чулкова. Бессменный на протяжении долгих лет председатель районного комитета по культуре, она прекрасно знает всю театральную кухню. Достойным голосом обладает Александра Башилова.

- Наверняка у наших читателей возникнет вопрос о зарплате артистов. Из каких источников она складывается?

- Очень непростой для меня вопрос... Скорее артисты работают больше на энтузиазме и любви к искусству! Зарплата артистов складывается из количества проданных билетов на текущий спектакль. Допустим, пришло сто человек, которые отдали за вход по 150 рублей. Получилось 15 тысяч. На всех! Как порой бывает неудобно перед солистами Московской оперетты, играющими в наших постановках. Они видят, что зал почти полон. На первых рядах (что по 350 рублей) нет ни одного свободного места, хотя по факту редкий зритель покупает билет по такой цене, в основном берут самые дешёвые. Прорываются к нам и безбилетники... Человек по сорок! Обычно это представители общественных организаций. С ором и спором они занимают первые места со словами: «Вы и так организация третьего класса, и обязаны показывать нам спектакли бесплатно». Но артисты-то уверены, что в зале - все по билетам. И неловко каждому объяснять, что половина зрителей пришла за просто так, а остальные заплатили по 150-200 рублей и перед началом спектакля пересели на первые ряды.

Немалые средства идут и на изготовление афиш и программок. По мере возможности и необходимости я приобрёл для театра галогеновые светильники, ткани, дым-машину. Кстати, другие творческие коллективы тоже эксплуатируют наше оборудование, но, к сожалению, обращаются с ним не бережно. Это касается и микрофонов, и осветительных приборов, и костюмов.

Да, у нас есть определённый процент бесплатных мест, и мы раздаём такие билеты в различные городские организации: поликлиники, больницы, приглашаем ветеранов, в кассе ДК оставляем билеты для многодетных семей. Но если бы театр финансировался частично, как профессиональный городской театр оперетты, даже из малообеспеченных слоёв населения зрителей было бы в разы больше. Ведь это общее дело - поднимать, развивать и продолжать театральные традиции в городе. Знаю, в соседнем с нами Раменском районе есть опереточный коллектив, ставящий достойные музыкальные спектакли. Но у них есть большое достоинство - директор Дворца культуры, где базируется Народный коллектив, является бывшим актёром оперетты, поэтому, естественно, он заинтересован в продвижении своей антрепризы.

- У вас в репертуаре столько спектаклей, и все герои выходят на сцену в ярких костюмах. Откуда такие роскошные наряды? Берёте напрокат из столичных театров?

- Из других театров мы ничего не берём! Я считаю унизительным просить и умолять о прокате костюмов из других театров и, как Коробочка из гоголевских «Мёртвых душ», превращаю кабинет вокала в костюмерную, пригождающуюся ДК на все случаи концертно-театральной жизни.

- Есть какая-то поддержка из областного Министерства культуры?

- Московская область велика, но проблемы маленького театра в проезжем, хотя и не маленьком городе, надеюсь, будут услышаны. Мне как руководителю, да и просто как исполнителю мечтается создать в Люберцах настоящий театр с просторным фойе и залом, уютными креслами и необходимыми акустическими характеристиками. Минкультуры области, конечно, знает о театре и обо мне как о его солисте и певце. Могу сказать, что с лёгкой руки руководства Министерства культуры и Люберецкого района я повышаю уровень своего мастерства в Московском университете культуры и искусств.

- Вы уже несколько лет руководите вокальной студией «Маэстро». Ваши ученики планируют в будущем связать свою жизнь с музыкой или они поют для души?

- Мне, как педагогу, конечно, хочется, чтобы музыка захлестнула их с головой. На отчётных концертах и городских мероприятиях ученики с успехом показывают свои результаты. На одном из последних праздников, где участвовали мои юные вокалисты, стал День Люберецкого района. Особенно хочу отметить имена ребят, подающих большие надежды на эстраде: Анастасия Долженко, Максимилиан Вали и Любовь Черепенко, которая, кстати, уже поступила в музыкальный вуз.

- Александр, люберчане прекрасно знают Вас как эстрадного артиста и исполнителя арий из произведений известных классиков. Но почему особое предпочтение отдаёте именно жанру оперетты?

- Оперетта - обособленный музыкальный жанр. Жанр красоты как физической, так и душевной. От музыки до декораций. И сама эпоха создания классических оперетт прививает любовь к возвышенному. Музыкальная комедия всегда заканчивается хорошо, а, значит, положительный заряд на рабочую неделю будет обеспечен. Тем более артисты трудятся на сцене вживую, посылая в зал положительную энергию.

Я приглашаю вас, уважаемые любители вокального искусства на просмотр наших спектаклей. Люберецкая оперетта - звучит гордо!

Беседовал Богдан КОЛЕСНИКОВ